пятница, 12 апреля 2013 г.

Лезгины


Лезгины - самоназвание лезги, лезгияр - в переводе означает "конные люди". Воинствен был их дух с древнейших времен. Лезгины славились в прошлом не только набегами на соседние племена - чтобы выжить в суровых условиях дагестанских гор, - но и отпором непрошенным гостям.

Лезгины - одна из многочисленных народностей кавказского региона. Кстати, этот термин в дореволюционной литературе использовался применительно ко всем дагестанским народностям. Потому так много разночтений о численности лезгин у разных авторов в прошлом и в наши дни. Многие дагестанцы по традиции свою национальность за пределами Дагестана до недавнего времени обозначали словом "лезгин". Лишь с конца ХIХ века термин этот употреб­ляется по отношению к одной из сравнительно больших народностей Дагестана и Северного Азербайджана, именовавшейся до этого тер‑мином "кюринец".

На территории нынешнего обитания лезгин найдены древней­шие следы деятельности их первобытных предков. Изучены памятники эпохи бронзы и раннего железа (Мугерганский могильник). Археологические материалы дополняются антропологическими данными, говорящими о заселении современной территории лезгин представителями кавкасионной  группы популяции - исконных древних предков лезгин, что свидетельствует об автохтонности современных лезгин на занимаемой ими сейчас территории.
Лезгины сформировались путем смешения кавкасионного типа автохтонного населения с касписионным типом южных народов. В дальнейшем стержневой процесс складывания лезгинского этноса и его культуры шел непрерывно посредством культурного и этнического общения с другими племенами Дагестана, а также Закавказья, Передней и Малой Азии. Это наглядно подтверждается преемственностью предметов материальной и духовной культуры.

История лезгин на рубеже нашей эры неразрывно связана с историей древней Кавказской Албании, просуществовавшей с III века до н. э. до V века н. э. Отголоском той эпохи являются сохранившиеся у лезгин до недавнего времени и бытующие в среде некоторой части населения и сегодня представления о могущественном божестве огня Алпан, древнее название главной реки лезгин Самур-Албанус, наличие селения под названием Алпан у кубинских лезгин и т. д. После распада Кавказской Албании часть лезгин вошла в состав владения Чора (Дербента), управлявшегося иранским наместником, а основное население было объединено в государство Лакз, просуществовавшее до XIII века. В последующем, вплоть до XVII века, на этой территории существовал ряд мелких политических образований, во главе которых стояли наиболее многочисленные и сильные сельские общества с центрами в селениях Курах, Кусары, Ахты и др. В XVIII веке лезгины находились в подчинении Кубинского и Дербентского хана; к концу века Курах становится резиденцией Кази-кумухского правителя, а в начале XIX столетия выделяется в самостоятельное Кюринское ханство. Кубинские лезгины остаются в подчинении кубинского хана, а самурские объединяются в «вольные» общества Ахтыпара, Алтыпара, Докузпара. Такое чисто территориальное распределение лезгин внутри одного государства в последующем стало главным аргументом в разделении лезгин после образования административно-территориальных единиц, когда Дагестан окончательно присоединился к России (1813). После введения царского управления самурских лезгин включили в Самурский округ (1839), кюринских — в Кюринский (1862), а кубинские лезгины попали в Кубинский уезд Бакинской губернии (1866). Такое искусственное разделение единого народа на три части сохраняется и в наши дни.

Ныне лезгины компактно проживают в Южном Дагестане — в Курахском, Сулейман-Стальском, Магарамкентском, Ахтынском,тчастично Дербентском, Рутульском, Хивском, Хасавюртовском, Киз-лярском районах. В пределах Азербайджана - в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Исмаилинском, Куткашенском районах. Общая численность лезгин, по переписи 1989 года,- 466,5 тысячи человек, в том числе в пределах Дагестанской республики - 205 тысячи, а в соседнем Азербайджане - 175 тысяч.

Примерно в III тысячелетии до н. э. у лезгин оформляется свой язык, который отпочковался от общедагестанского праязыка. Он относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи и делится на три диалекта: кюринский, кубинский и самурский. Внутри каждого диалекта есть микродиалекты. Литературным считается гюнейский микродиалект кюринского диалекта. Письменность до революции была на арабской графической основе, с установлением Советской власти и до середины 30-х годов - на латинской, а в последующем - на русской.

Вероисповедание - мусульманское суннитского толка шафиитского мазхаба. Частично лезгины исповедуют ислам шиитского направления (с. Мискинджа Ахтынского района).

Лезгины всегда обеспечивали себя продуктами земледелия и скотоводства. Вплоть до конца XIX века между лезгинскими обществами существовали обменные, а в последующем товарно-денежные отношения. Развиты были на низменности и в предгорье земледелие, садоводство, в горах скотоводство, в горных долинах земледелие, скотоводство, садоводство. Занимались лезгины также ковроткачеством, выделкой сукна, керамическим производством, обработкой металлов, камнерезным искусством.

Традиционная материальная культура общедагестанского типа (с некоторыми элементами азербайджанской материальной культуры у дагестанских лезгин). Дома каменные, двухэтажные, иногда с лоджиями, галереями, верандами. Они плотно примыкают друг к другу, а дома родственников соединены между собой внутренними ходами или переходами над узкими улочками.

Одежда и пища Лезгин мало чем отличаются от общедагестанских. Мужчины носили нательную рубаху, штаны и черкеску из домотканого сукна, женщины — платье и штаны до пят. Головным убором служила у мужчин овчинная папаха, у женщин — платок, надеваемый на специальный женский головной убор — чутхо. Обувь шили из сыромятной кожи. Зимняя одежда — шубы и куртки — изготовлялась из овчины. Украшением мужской одежды являлся кинжал и пояс, орнаментированные серебром, а у женщин — различные подвески, монеты, браслеты, серьги, кольца из серебра и золота.

Пища отличалась разнообразием. Из мучных блюд наибольшей популярностью пользовался хинкал (галушки), из мясных — шурпа (мясной суп). Мясо ели в свежем и сушеном виде. Из напитков наибольшее распространение имел т1ач — слабокислый напиток, изготовляемый из проросших измельченных зерен. Ритуальной едой служила гит1 — сваренные зерна пшеницы и кукурузы с добавлением сушеных конечностей и челюстей животных, зарезанных с осени.

Система родства у Лезгин арабская. Браки заключаются внутри тухума (между двоюродными и троюродными братьями и сестрами — эндогамия). Средний состав семьи — 4-5 человек. Есть многодетные семьи.

У Лезгин богатый фольклор: эпос и сказки, музыка и танцы. Наиболее распространенный сюжет в героическом фольклоре - предания о богатыре Шарвили. Самые популярные танцы - лезгинка, кайтаги, кавха.

Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей, внесших заметный вклад в науку и искусство.


---------------------------------------------------------
Гайдар Гаджиев - кандидат исторических наук
г. Махачкала

Комментариев нет:

Отправить комментарий