пятница, 5 февраля 2016 г.

Аланское царство - хронология


конец IX в. - освобождение алан от хазарской зависимости

X в. - расцвет аланского царства
Десятый век стал «золотым веком» в истории Алании, временем ее наибольшего военно-политического могущества, четко зафиксированного в исторических источниках. (стр. 232)
900 г. - Алано-хазарская война в правление Аарона, царя Хазарии


901-907 гг. - первая миссия византийских проповедников в Алании. Создание аланской архиепископской кафедры

903-913 гг. - Географическое описание Аланского царства Ибн Руста
Ибн Русте «...налево от крепости царя Серира есть дорога, ведущая путешественника по горам и лугам после трех дней «в страны царя аланов. Он - христианин, а большинство жителей его государства поклоняются идолам»
«аланы делятся на четыре племени. Почет и власть принадлежит племени Дахсас (РухсАс - АсДигор), а царь аланов называется «багаир». Имя это принадлежит всякому, кто у них царем».
905-915 гг. - Обращение аланского царя в христианство при посредничестве эксусиаста Авасгии. Начало миссии Петра, архиепископа Алании

913-914 гг. - аланы поддерживают хазарского царя Вениамина в его борьбе с царем Асии и тюрками

916 г. - Великое крещение Алании

920-921 гг. - назначение Петра архиепископом Алании

920-925 гг. - вторая миссия византийских проповедников в Алании во главе с Евфимием

922 г. - письмо константинопольского патриарха Николая Мистика болгарскому царю Симеону с угрозой нашествия алан, венгров, печенегов

924 г. - Попытка императора Романа I Лекапина создать антиболгарский альянс с русскими, печенегами, аланами и мадьярами

931 г. - Отступничество аланов от христианства. Изгнание епископов и священников, присланных византийским императором

932 г. - война хазар и алан. Поражение алан, изгнание византийских миссионеров из Алании

943-956 гг. - Географическое описание аланского царства ал-Масуди. Первое упоминание его столицы, *Магаса. Альянс между царем аланов и царем дагестанских аварцев
Рядом со страною аланов живут абхазы. Абхазы исповедуют христианскую религию и сейчас они имеют своего царя, но аланский царь главенствует (музтазхир) над ними.
944-945 гг. - вторжение русов, алан и лезгов в Азербайджан(Арран), взятие города Бердаа

Первая пол. X в. - сообщения восточных источников об аланах
Абу ал-Кассим 
«Население Алании столь многочисленно, что когда начинает кричать один петух, то все остальные вплоть до пределов страны начинают ему вторить. Царь алан носит наследственный титул Каркандадж; столица его называется Магасс. У царя есть также загородные дома. Армия состоит из тридцати тысяч конников».  

945-959 гг. - первое упоминание Алании в церковных нотициях, эксусиократор Алании Гавриил
Первое письменное упоминание эксусиократора Алании (датировано правлением и литературной деятельностью Константина Багрянородного)
Появившись в первой половине X в., титул эксусиократор был в упот­реблении до XII в. В 1884 г. известный французский византинист Г. Шлюм­берже опубликовал приобретенную им в Константинополе византийскую печать с изображением Богоматери и надписью, содержащей титул « Гавриил эксусиократор Алании»
949 г. - Кембриджский документ
"...царство алан сильнее и крепче всех народов, которые вокруг нас (хазар)"
лето 965 г. - восточный поход Святослава, поражение им хазар, ясов и касогов. Крушение Хазарского каганата
«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов»
982 г. - персидский географический трактат Худуд ал-Алам
Сведения арабских источников об аланах во многом дополняет новыми данными анонимное персидское географическое сочинение Худуд ал-Алем, по которому западные границы Алании достигают берегов моря, а саму Аланию здесь характеризуют как "гористую и пересеченную местность с хорошими и природными условиями. Царь алан является христианином. Там имеется 1000 больших деревень. Среди алан встречаются как христиане, так и идолопоклонники. Часть из них является горцами, а часть живет на равнине"
987-988 гг. -Ибн ан-Надим "Китаб аль-фихрист"
в числе бесписьменных народов называет аланов: "тюрки, болгары, блага, бургаз, хазары, ллан (= al-Lān "аланы") и племена смаленькими глазами и белокурыми волосами"
997-998 гг. - типикон Константинопольского патриарха Сисиния II монастырю св. Епифания в Керасунте

1013 г. - Зеленчукская надпись
Зеленчукская надпись — надпись X века на могильной плите, записана греческим письмом. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук. Считается наиболее известным письменным памятником аланского языка или древнейшим памятником осетинского языка.
1014-1027 гг. - Аланская царевна Альда, жена грузинского царя Георгия I

1022 г. - визит аланских клириков к императору Византии Василию II в Трапезунд

1029 г. -
Смерть аланского царя Урдура, убитого в сражении царем Кахетии Квирике III 
лето 1029 г. - экспедиция Ярослава Мудрого против аланов
"Ярослав ходи на ясы и взя их"
1030-1033 гг. - митрополит Алании Климент

1032-1033 гг. - Неудачные набеги аланов, аварцев и русских на мусульманские города-государства Ширван и Дербент в Восточном Закавказье

1033 г. - нападение русов и алан на район Дербента.

1039 г. - осетин убивает Кахетинского царя
Позднее, во время охоты у горы Фидар, некий раб осетин, мстя за кровь царя овсов Урдура, убил царя кахов Великого Квирике. (Жизнь и деяния Кахети и Эрети)
~ 1041 г. - Алания - страна Овсетская
Текст письма Анастасия был переведен на грузинский язык (1038-1043) Георгием Мтацминдели и вошел в краткое сказание грузинского синаксария. Перевод на русский был выполнен Корнелием Кекелидзе. Из этого текста явствует, что когда Максим, Анастасии Апокрисарий и Анастасии монах прибыли в страну «христолюбивых лазов», Максима поместили в крепость Схимар, поблизости в стране осетинской». В греческом тексте и его латинском переводе «страна осетинская» именуется Аланией.
1045 г. - отряд Константина Аланского в составе армяно-византийского войска участвует в походе на город Двин

XI-XII вв. - позднеаланский Змейский катакомбный могильник

~ середина XI в. - ал-Бекри

1050-1055 гг. - Роман императора Константина IX Мономаха с дочерью царя Алании


1062-1065 гг. - вторжения алан в Арран
Аланские походы через Дарьял против шахдадидского эмирата Аррана (Восточное Закавказье). Дорголель, царь аланов. Брак грузинского царя Баграта IV с аланской принцессой Бореной
осень 1065 г. - визит Дургулеля (Доргол-ели) Великого к грузинскому царю Баграту IV в Кутаис

1067 г. - пресвитер монах, Фома, Нижний Архыз

Вторая пол. XI в. - монах Евстратий, митрополит Алании

1071 г. - аланы в составе византийских войск участвуют в битве при Манцикерте

1072-1075 гг. - Набор наемных войск в Алании Михаилом VII Дукой для подавления мятежа норманна Русселя. Аланские наемники на службе у братьев Комнинов в Анатолии

1075-1095 гг. - Интриги Марии Аланской, жены Михаила VII

1082-1083 гг. - Кей-Каус ибн Искандер "Кабус-Наме"
«Славяне, русские и аланы сходны по нраву с тюрками, но более терпеливы. Аланы мужественнее тюрков ночью и более дружелюбно расположены к своим хозяевам.»


Вторая пол. XI в. - аланский царь Дургулель Великий. Мария Аланская — супруга византийских императоров Михаила Дуки и Никифора III Вотиниата. Брак царя Грузии Георгия III и аланки Вурдухан

XII в. - Начало периода феодальной раздробленности в Алании

1107 г. - эксусиократор алан Росмик в битве византийцев против франков Воэмунда
Росмик (Урузмаг ?), эксусиократор Алании, на службе у Византии во время вторжения в Эпир норманнского князя Боэмунда Антиохийского
1111 г. - аланский отряд в составе грузинских войск участвует в войне с султаном Ганджи Меликом

1116 г. -
Аланские наемники в войске, набранном Алексеем I Комнином для отражения турков-сельджуков Султана Мелик-Шаха
1118 г. - визит грузинского царя Давида III Строителя и Георгия Чкондидели в Овсетию (Аланию) и переселение в Грузию кипчаков


1130-1131 гг. - пребывание Абу Хамида ал-Гарнати в Дербенде
Этот эмир читал под моим руководством «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили 21 по фикху 22; а он — да помилует его Аллах! — говорил на разных языках, таких, как: [5] лакзанский, и табаланский 23, и филанский, и за каланский, и хайдакский, и гумикский, и сарирский, и аланский, и асский, и зарихкаранский 24, и тюркский, и арабский, и персидский. У меня на занятиях присутствовали люди из этих народностей, и он объяснял [содержание этой книги] каждой народности на ее языке 25.
"от Ширвана (Северного Азербайджана) до страны алан 100 фарсахов (~ 550 км)"

1150 г. - Худдан, царь аланов. Брак грузинского царевича Георгия с аланской царевной Бурдухан
...дочь осетинского царя Худдана по имени Бурдухан, равную своему солнцеликому и львуподобному мужу. Сама она по красоте была солнцем солнц... Имея в виду ее преданность Христу, я боюсь и стесняюсь искать подобный ей образ среди женщин, бывших предметом любовного преклонения в этом мире... (История восхваления венценосцев)
1153 г. - Путешествие Ибн ал-Азрака в Аланию с грузинским царем Деметре I
(Майафарикин) поступил на службу к Дмитрию, царю Грузии и сопровождал его во время его поездки к аланам, к старому Дербенду...
1155-1156 гг. - Аланские наемники в экспедиции, посланной императором Мануилом I Комнином для отвоевания Италии

1160-1173 гг. - Путешествия Вениамина Тудельского. Свидетельство об иудейских общинах в Алании
... земля Алании, окруженная горами и не имеющая другого выхода, кроме Железных ворот (укрепление в Дербенте), жители которой называются аланами...
70-е гг. XII в. - аланы входят в состав дербентских войск (Хакани)

1173-1174 гг. - поход аланов, русских, куманов и аваров на службе Бек-Барса против ширваншаха Ахсатана б. Манучихра

1178 г. - возведение на грузинский престол Тамары - дочери царя Грузии Георгия III и аланки Вурдухан

1180-1183 гг. - соединение христианских кафедр Алании и Сотириуполя

1189 г. - брак царицы Грузии Тамары и «сына царя овсов» Давида Сослана

1195 г. -
Под руководством Сослана-Давида и при его личном участии были одержаны такие замечательные победы, как разгром в 1195 г. в Шамхорской битве объединённых сил сельджукских султанов во главе с Абубекром.
1205 г. - Басианская битва
Под руководством Сослана-Давида и при его личном участии были одержаны такие замечательные победы, как взятие турецкой твердыни Карса и разгром в Басианском сражении 1205 г. войск западнотурецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином.
1207 г. - смерть Давид-Сослана
Через краткое время после Басианского сражения Давид-Сослан внезапно умирает, о чём грузинские источники сообщают: «Нагрянуло горе, умер Давид-Сослан, человек, исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесённый в добродетелях. Он оставил двух детей: сына Георгия и дочь Русудан. Плакали, рыдали и повергли в печаль всю вселенную»
1218-1219 гг. - поход Джелал ад-Дина в Грузию, упоминание алан Рашид ад-Дином

1222 г. - первое столкновение алан и кипчаков с татаро-монголами
Первая монгольская экспедиция против Кавказа: поражение аланов и кипчаков
1223-1225 гг. - поездка аланского епископа Феодора в Аланию

1225-1230 гг. - Аланы на службе у грузинской царицы Русудан против вторжения Хорезмшаха Джалал ал-Дина

1226-1240 гг. - Пастырская поездка епископа Феодора в Аланскую митрополию

1225 г. - «Аланское послание» епископа Феодора

1230-1231 гг. - Ибн-ал-Асир "Совершенная хроника"
"Татары двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе алланы, лезгины и (разные) тюркские племена… Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к алланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (алланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верха над другою. Тогда татары послали к кипчакам сказать: "Мы и вы одного рода, а эти алланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд сколько хотите; оставьте нас с ними". Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и пр.; они (татары) действительно принесли им то, что было выговорено, и кипчаки оставили их (аллан). Тогда татары напали на аллан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных и пошли на кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенного между ними, и узнали о них только тогда, когда те нагрянули на них и вторглись в землю их"
1235 г. -
На курултае 1235 г. в столице Монгольской империи Каракоруме было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. «Мнение утвердилось на том, чтобы обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления»,— сообщает об этом решении Абдаллах ибн Фаз-лаллах.
1236 г. - путешествие по Алании доминиканского монаха венгра Юлиана
«Сколько [там] селений, столько и вождей, и ни один из них не имеет подчиненного положения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села. Во время пахоты все люди одного селения при оружии вместе идут на поле, вместе также и жнут, и так делают по всему пространству той земли; и если есть у них какая-либо надобность вне селения, добыча ли леса или другая работа, то они равным образом идут все и при оружии... А если кто из них по какому-либо случаю убивает человека, то за это не получает ни кары, ни благословения; у них человекоубийство не считается ни за что».

осень 1238 г. - начало завоевания Алании татаро-монголами. Разгром половецкого (кипчакского) хана Котяна и переселение части кипчаков и алан в Венгрию
По венгерским источникам вместе с половцами хана Котяна пришли и 10 000 алан, как уже установлено, выходцев с Северного Кавказа, которые видимо, присоединились к ним на пути их движения на запад. Характерно, что предводителем алан оказался человек с тюркской фамилией - Качар Огала. Это объясняется тем, что он пользовался большим авторитетом у своих союзников.
январь 1239 г. - захват татаро-монголами аланского города Магас (Ме-Циссы)
Падение Магаса - видимо, наиболее значительного и укрепленного города Алании - для алан было тяжелым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.
Основные силы татаро-монголов были брошены на осаду и штурм города Магас. Город окружили с разных сторон, сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что по ней могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя. Они отдали приказание людям отрезать правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей (недостоверная информация).
По данным Рашид-ад-Дина, осада этого города длилась «один месяц и пятнадцать дней». Как сообщают китайские источники, в осаде города Май-гэ-сы (Магаса) отличился асский военачальник Матарша (осет. - Бесстрашный), командир монгольского авангарда, который был ранен («в него попали две стрелы, но, воодушевившись храбростью, он овладел городом»). Известно, что он со своими братьями добровольно признали власть Чингизидов (китайская хроника «Юань-ши). 
1239 г. - уход алан в горы Кавказа
В результате кампании 1238 -1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и положившая начало новой исторической эпохе позднего средневековья.
1243-1269 гг. - брак грузинского царя Давида VII Улу с аланкой [царевной?] Алтун

~ 1245 г. - Вардан Аревелци - «Толкование грамматики» и «О частях речи»
«Из первого грубого языка возникли мягчайший эллинский и мощнейший римский, грозный гуннский и умоляющий сирийский, роскошный персидский и красивый аланский, насмешливый готский, глубинноголосый египетский, и крикливый индийский, и всекрасный, и всевкуснейший армянский язык. И как разнообразные цвета и возрасты, так и разнообразные языки придают другу другу красоту»
1245-1255 гг. - Сообщение о сопротивлении части аланов монголам на Кавказе

февраль 1246 г. - аланский префект Михей


середина XIII - конец XIV в. - Пребывание равнинных территорий Алании в составе Золотой Орды

1253 г. - сведения Гильома Рубрука о сопротивлении алан татаро-монголам
«аланы на этих горах всё еще не покорены, так что из каждых десяти людей Сартака двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине»
1254 г. - перепись населения Золотой Орды

1254-1255 гг. - Гильом де Рубрук - Путешествие в восточные страны
"Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха (сын Батыя) двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы аланы не выходили из гор"
13.01.1263 г. - битва на Тереке и переселение группы алан-осетин в Грузию

1268 г. - Восстание Алании против монголо-татарского владычества, попытка алан освободить свою родину с помощью Хулагидского Ирана

1275 г. - византийская литургическая рукопись с 30 аланскими глоссами

1277-1278 гг. - Экспедиция русских князей против алан, посланная ханом Золотой Орды Менкэ Тимуром

8.02.1278 г. - взятие татаро-монголами и русскими князьями ясского города Дедякова
Дедяков - Кубачи в эпицентре Крестового похода 1032-33 годов
1280-1300 гг. - Аланы на службе у монгольского вождя Ногая в Золотой Орде

конец XIII в. - татаро-монгольский корпус в стране Асов

первая пол. XIV в. - основание Цымыти
Согласно преданиям, Цымыти основан в начале 14 века. Его основателем, принято считать Цымыти (имя собственное) - военачальника последнего аланского царя Ос-Багатара.
1300-1301 гг. - Междоусобная война в Золотой Орде. Набор войска сыном Ногая Джуге в «стране аланов», вероятно, в Молдавии

1304-1306 гг. - умер третий Ос-Багатар (Елиа ?)

1318-1319 гг. -
В русских летописях на Кавказе упоминаются: «горы Яськие и Черкаские, близ Ворот Желез­ных...» ; «под великими горами Яськими и Черкасками...».
22.11.1318 г. - казнь Михаила Тверского близ Дедякова

1321 г. - 
Сирийский принц Абу-ль-Фида в своей «Таблице стран» сообщает, что к востоку от Абхазии расположен город Алания, населенный народом аланов , и поблизости от них, тюркский народ, называемый Ac, который имел тот же образ жизни и ту же религию, что и аланы.
"К востоку от абхазов, на берегу моря, есть город Алан. Этот город так называется потому, что его населяет народ по имени Аланы. Аланы являются тюрками, которые приняли христианство. Этот город расположен на 69° восточной долготы и 46° северной широты. Аланы имеют большое количество учреждений в этой стране, а также позади Ворота Ворот - за Воротами Ворот (западнее). В их соседстве имеется один народ по расе тюрки, называемый Ассы (Аласс). Этот народ имеет то же происхождение, ту же религию, что и аланы"
1323 г. - Ефраим (византийский источник)

12.12.1329 г. - смерть аланского мамлюка Sayf al-Din Bahadur As, который управлял провинцией Сафад в Сирии и был эмиром в Дамаске

1333 г. - Пребывание Ибн Баттуты в Золотой Орде. Аланы-мусульмане в Новом Сарае, столице хана Узбека

1347 г. -
В то же время христианство в Алании приходит в упадок. В 1347 г. митрополит Алании возражает против восстановления самостоятельной аланской епархии (церковного круга), объясняя ненужность такого акта тем, что "народ ее ведет пастушеский образ жизни".
1350 г. -
В 1350 году царь грузинский Багратион прислал в дар колокол, на нём существует надпись на грузинском языке: «От Рождества Христова 1350 г. я, сын великого царя Багратиона, Георгий, дарю колокол сей св. отцу Осетии, Дигории и Туалетии во спасение моего престола и царства»
1356 г. - низложение аланского митрополита Симеона за злоупотребления

1377 г. - Ибн-Хальдун - "Мукаддима"
страна аланов, с ее главным поселением, Савтали, расположенным на Черном море
Ибн-Халдун приводит список тюркских народов. Он отмечает: «Мы перечислили их (тюрок) в начале книги, (это) токуз-огузы, а они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы, халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, алланы, ширкеши (тюргеши) и азкиши». (не проверенный источник)

1390 г. - ясы ?

1394 г. -
Покоряя Грузию, Тимур в 1394 г. пытался прорваться к Дарьяльскому проходу, чтобы закрыть дорогу в Закавказье татарам. Разорив Арагвское ущелье, Тимур все же не сумел достичь Дарьяла.
15.04.1395 г. -
Власть монголо-татар на Северном Кавказе пала в результате войн золотоордынского хана Тохтамыша со среднеазиатским завоевателем Тимуром. Из Ирана и Закавказья Тимур берегом Каспийского моря вышел на Северный Кавказ и 15 апреля 1395 г. разгромил ордынцев в грандиозном сражении на Тереке.
На Северном Кавказе огнестрельное оружие впервые было использовано войнами эмира Тимура против войск Тохтамыша в битве на Тереке в 1395 г.
октябрь 1395 г. -
В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Историки Тимура сохранили имена князей, возглавивших героическое сопротивление своего народа — их звали Буракан, Буриберди, Кулу, Таус, Пулад. Множество людей было истреблено, награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья. Крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели.
В 1395 г. полчища Тимура, пройдя вверх по течению Арагви и перейдя через Крестовый перевал, вошли в дарьяльские теснины, неся "большой урон от летучих отрядов горцев". Они опустошили селения пшавов, мтиульцев, мохевцев и осетин, живших в верховьях Арагви и Терека - в Кудском и Трусовском ущельях, а также в Кобинской котловине, близ Военно-Грузинской дороги.
1400 г. -
Свой последний поход в Осетию Тимур совершил в 1400 г., когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера.
Походы Тимура стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Следствием этой катастрофы была утрата достигнутого уровня экономического и общественного развития, потеря тесных культурных связей со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.

Карты:
1154 г. - Карта ал-Идриси "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак"
1261 г. - Карта мира Насир ад-Дин Абу Джафар Мухаммад ат-Туси
1321 г. Карта мира Исмаил ибн Али ал-Аййуби Абу'л-Фида

Материал:
Джиоев М.К. - Алания в XIII–XIV вв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий