воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Крымские Аланы



V в. - Псевдо-Арриан
"На нынешнее же время Февдосия на аланском или таврском наречии называется Ардабда, то есть Семибожний"
§ 77 - Ныне же Феодосия на аланском или таврском языке называется Ардавда, т.е. семибожный.
491 г. - катакомбный склеп на горе Митридат близ Керчи
"Святой Боже, святой крепкий, святой бессмертный, помилуй раба своего Савагу и Фиаспарту"
706 г. - надгробие из Чуфут-Кале с именем Моисея Алани, сына Иосифа Алани
Обнаружено оно в весьма примечательном месте - близ "пещерного города" Чуфут-Кале. Согласно более поздней письменной традиции, эта крепость, именовавшаяся Кырк-Ор, находилась в стране крымских асов - алан.
786-787 гг. - противостояние между хазарской администрацией и местной властью Готии
По мнению А.И. Айбабина, настоящей причиной восстания в Готии было то, что булгары, пользуясь поддержкой хазар, селились в горном Крыму, "тесня аланские и готские общины"
первая пол. XIII в. - «малые аланы» в Крыму, по епископу Феодору

XIII-XIV вв. - асы в крепости Кыркер (Чуфут-Кале), по Абульфеде
Выдающийся арабский ученый-энциклопедист Абу-ль-Фида (Абу-ль-Фида Имад ад-Дин аль Малик аль Муй-ад-Исмаил ибн Али али Анюби) в своей книге "Упорядочение стран" (Таквим аль-бульдан) писал: "Керкер или Керкри... находится на краю седьмого климата в стране Асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок, трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. На верху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят убежище. Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени Асов... Керкер находится на север от Сары-Кермена (Херсонеса); между этими двумя местами один день пути"
январь 1223 г. - монголы захватывают Судак

1225 г. - "Аланское послание" епископа Феодора

лето 1253 г. - Гильом Рубрук в Крыму
1 июня Рубрук со своими спутниками отправился через горы и степи Крыма с намерением достичь Перекопа. Вскоре в пути им повстречался Скатай, местный владетель татар, с которым находились "христиане, Русские, Греки и Аланы, которые хотят хранить свой закон"
далее Рубрук сообщает, что уже в степях Крыма через несколько дней "накануне Пятидесятницы" (7 июня) к ним пришли "некие Аланы, которые именуются там Аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников"
1261 г. - Дипломатические отношения между мамлюкским султаном ал-Маликом ал-Захиром и Беркэ, ханом Золотой орды, через аланских купцов

1262 г. - аланский купец отвозит письмо египетского султана Бейбарса хану Золотой Орды Берке в Крым

1263-1264 гг. - сообщение об аланских поселениях в Крыму
Посольство это в 1263 году достигло Крыма и посетило города Судак и Крым. О встретившем посольство населении города Крым, который тогда являлся административным центром золотоордынских владений на полуострове, Ибн Абд аз-Захыр сообщает: "Потом они взобрались на гору, называемую Судак; встретил их правитель этого края в местечке Крым, которое населяют люди разных наций, как-то: Кипчаки, Русские и Алланы."
1298-1299 гг. - аланские купцы в Каффе во время разграбления города монгольским вождем Ногаем

13.10.1334 г. -
Венецианец Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу IV отмечал, что в Крыму в зависимость от татар попали готы и небольшое число алан.
1385 и 1390 гг. -
В актах Константинопольской патриархии дважды, в 1385 и 1390 гг., упомянут крымский приход Алания. Его точное местоположение неизвестно. Однако порядок перечисления населенных пунктов позволяет предположить, что он находился в Юго-Восточной части полуострова, где-то между Алуштой и Судаком.
начало XV в. - Ал-Калкашанди, называет крепость Киркер центром страны асов, зависимой от Золотой Орды

XV в. -
Весьма интересные сведения об Алании и аланах удалось разузнать в XV в. венецианскому купцу Иосафато Барбаро: "Далее за Каффой по изгибу берега на Великом море, находится Готия, за ней Алания, которая тянется по "острову" в направлении Монкастро. ... благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, в виду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви".
1574-1576 гг. - переписка царя Ивана Васильевича Грозного с опричным думным дворянином Василием Григорьевичем Грязным-Ильиным, плененного крымскими татарами
в письмах упоминаются аланское название кандалов - kadama
1666-1667 гг. - путешествие Эвлия Челеби по Крыму

XVIII в. - Турецкий историк Али-Эфенди
"Кырк-Эр есть крепость, из городов асских на севере от Сары-Кермана (Херсон). На весьма высокой горе находится."
1737 г. - Сеид Мухаммед Риза "Семь планет в известиях о татарских царях"
"В прежние времена непохвальный народ из племен Могульских, называемый Ас, вследствие полной своей уверенности в неприступности замка (Чуфут-Кале), проявлял непокорность и сопротивление Крымским ханам"
"Упомянутый замок есть находящаяся близ Бахчэ-Сарая, на вершине крутой горы, построенная из мелких, твердых камней, крепкая, не имеющая себе подобных, твердыня"
1843 г. -
Швейцарский путешественник и ученый Дюбуа де Монпере и другие исследователи считали Судак главным портом аланов.
1875 г. - А.Я. Гаркави "О происхождении названий некоторых крепостей на Таврическом полуострове"
Изъ всего этого явствуетъ, что имя Киркеръ не татарскаго происхожденiя, которому насильно хотятъ навязать тюркскую этимологiю. Если обратимся къ исторiи, то намъ также станетъ яснымъ, что означенное названiе вовсе не должно быть татарскимъ. Уже изъ сочиненiй Константина Багрянороднаго намъ извѣстно, что часть Аланъ, которыхъ всѣ ученые отождествляютъ съ Осетинцами и Ясами, поселилась въ Тавридѣ, въ сосѣдствѣ съ Крымскою Хазарiею. Въ древнѣйшемъ же извѣстiи о городѣ Керкеръ, у Абульфеды, писавшаго около 80 лѣтъ послѣ вторженiя Татаръ въ Крымъ, говорится, что обитатели этой неприступной крѣпости, суть аль-Асъ (Ясы). Еще позднѣе, по свидѣтельству Шильтбергера, Киркери былъ населенъ греческими, т.е. православными христiанами, а изъ арабскихъ извѣстiй мы знаемъ, что большая часть кавказскихъ Аланъ также исповѣдывали христiанскую религiю. Эти Аланы отличались умѣнiемъ строить сильныя крѣпости, какъ доказываетъ свидѣтельство географа Якута, что Калатъ-Аланъ (Аланская крѣпость), близъ Дербенда, слыла за мiровое чудо. Точно также можно узнать даже въ нынешнѣмъ, полуразрушенномъ Чуфутъ-Кале, что не даромъ Абульфеда назвалъ эту крѣпость неприступною; она, значитъ, была достойна славы своихъ вѣроятныхъ строителей.
1882-1884 гг. - Летопись занятий Археографической комиссии.
Думаютъ, что названiе должно быть объясняемо изъ иранскаго языка, на которомъ слово сугда значит чистый, святой; то же самое прилагательное находятъ въ названiи страны и древняго города иранскихъ Согдiанъ, занимавшихъ долину, гдѣ теперь находятся Самаркандъ и Бухара (въ Авестѣ Сугда, у Птолемея Сугдiя). Еще ближе подходитъ къ дѣлу не только въ филологическомъ, но и въ историческомъ отношенiи осетинское "сугдегъ" или "сугдагъ", такъ какъ Осетины, Осы или древнерусскiе Ясы, какъ теперь единогласно признается всѣми, представляютъ аланскую вѣтвь иранскаго племени, которая сохранилась въ лицѣ ихъ, какъ небольшой остатокъ, а въ древности жила на гораздо большемъ пространствѣ - отъ Кавказа до самаго Крыма. Безымянный компиляторъ составившiй въ VI вѣкѣ Периплъ Чернаго моря изъ разныхъ источниковъ, прибавилъ отъ себя замѣчанiе, что городъ Ѳеодосія, находившiйся по сосѣдству съ Сурожемъ, имѣлъ другое названiе, Ардавда, на аланскомъ или таврiйскомъ языкѣ; итакъ, предполагается, что Тавры, жители южнаго Крыма, говорили аланскимъ языкомъ, а при этомъ оказывается сверхъ того, что и выраженiе Ардавда очень удовлетворительно объясняется при помощи нынѣшняго осетинскаго нарѣчiя.
1995 г. -
А.И. Полканов отметил существование следующих фамильных антропонимов среди крымских караимов: Алан - "из племени алан", Алани - "из племени алан" и Аланбий - "аланский князь". Это, по его мнению, может указывать "на племенное происхождение" фамилии Алан.

Материал:
Кузнецов В.А. - В северном Причерноморье и Крыму
Храпунов И.Н. - Аланы в Крыму

Комментариев нет:

Отправить комментарий