пятница, 20 мая 2016 г.

Савроматы

VI-IV вв. до н.э. - савроматская (блюменфельдская) археологическая культура

521-485 г. до н.э. - Скилакс Карианденский "Объезд Черного моря"
§ 70. Азия начинается от реки Танаиса, и первый ази­атский народ в Понте — савроматы. Этим народом управляют женщины.
512 г. до н.э. - Скопасис - возглавлял савроматов

~ 507 г. до н.э. - савроматы помогают скифам отразить вторжение Дария I

~ 450 г. до н.э. - Геродот
IV - 21
За рекой Танаисом – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы.
IV - 110
О савроматах рассказывают следующее. Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок “эорпата”, что по‑эллински означает мужеубийцы; “эор” ведь значит муж, а “пата” – убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.
IV - 111
Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.
IV - 112
Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.
IV - 113
В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто‑нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.
IV - 114
После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда, наконец, они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: “У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами и других у нас не будет”. На это амазонки ответили так: “Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому‑то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе”.
IV - 115
Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: “Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом”.
IV - 116
Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
IV - 117
Савроматы говорят по‑скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай.
IV - 119
После этого сообщения скифов (118), прибывшие сюда цари племен стали держать совет. Мнения участников разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам.
IV - 120
Свое войско они (скифы) разделили на два отряда. К первому отряду под предводительством царя Скопасиса присоединились савроматы. Отряд этот в случае нападения персов на эту область должен был отступать прямо к реке Танаису вдоль озера Меотида. Если же персы повернут назад, то преследовать их. Это войско принадлежало первой из трех частей скифского царства и получило приказание идти указанным путем.
IV - 122
Скифы перешли реку Танаис, а непосредственно за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через землю савроматов не прибыли в область будинов.
IV - 123
Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной.
вторая половина V в. до н.э. - Гиппократ "О воздухе, водах и местностях"
24. В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его — савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, [сидя] на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем их детстве матери их, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие [соков] переходят в правое плечо и руку.
345 г. до н.э. - Псевдо-Скилак “Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии” (356 или 338-335)
§ 70 "От реки Танаиса начинается Азия, и первый народ ее на Понте — савроматы. Народ савроматов управляется женщинами"
I в. до н.э. - Диодор Сицилийский "Историческая библиотека"
II - 43 - 6
Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами.
II - 43 - 7
Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню.
I в. до н.э. - Николай Дамасский
1) Савроматы едят до насыщения в течение трех дней.
2) Женщинам повинуются во всем, словно госпожам.
3) Девушку сочетают браком не раньше, чем она убьет мужчину из числа врагов.
конец I в. до н.э. - Страбон "География"
II - V - 7
Южнее рок­со­ла­нов живут сав­ро­ма­ты (за Мео­тий­ским озе­ром), а так­же ски­фы, стра­на кото­рых про­сти­ра­ет­ся вплоть до восточ­ных ски­фов.
I в. - Исигон Никейский "Невероятные сказания"
Если кто из врагов прибегнет к огню на очаге савроматов и замарает лицо угольями, то уже не обижают его как домочадца.
43 г. - Помпоний Мела
I - XIX -105
Берега этой реки (Танаиса) и прилегающие к ним земли населены савроматами. Это - люди одного племени, но среди них различается несколько народностей, носящих неодинаковые названия. Во-первых, к ним относятся меотийцы (т.е. находящиеся под властью женщин), жители области амазонок. Равнины этой области - прекрасные пастбища, хотя в общем земля здесь неплодородна и бедна растительностью. В деревянном городе Гелоносе живут будины. По соседству с ними в широко раскинувшихся лесах живут тиссагеты и иирки. Кормятся они охотой.
II - I - 2
Плавный контур Меотиды нарушает впадающая в нее река Букес. По берегам этой реки живут агафирсы и савроматы, которых называют гамаксобиями за то, что жилищем им служат повозки.
III - V - 34
У Каспийского залива живут скифы и амазонки, причем последние прозваны савроматидами.
~ 77 г. - Плиний "Естественная история"
IV - 80
За Истром живут почти одни только скифы, но побережье занимают разные народы: то геты, которых римляне называют даками, то сарматы, по-гречески савроматы, и причисляемые к ним гемаксобы, или аорсы, то ненастоящие и происшедшие от рабов скифы, или троглодиты, затем аланы и роксаланы.
VI - 16
Сзади него (Питиунта) в Кавказских горах живет сарматский народ эпагерриты, а за ними - савроматы.
VI - 19
Сарматы разделяются на многие племена, первые между ними савроматы, которые называются "побежденные женщинами".
~ 165 г. - Аппиан "Римская история"
XII - 69
... а когда он (Митридат) перешел в Европу, то присоединились из савроматов так называемые царские (басилеи), язиги, кораллы ...
конец II - начало III в. - Клавдий Элиан "Пестрые рассказы"
III - 39
Меоты и савроматы употребляют в пищу просо
---
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B2%D1%80%D1%8B

Комментариев нет:

Отправить комментарий